Карло Моллино итальянский дизайнер
Image поста

Хорошо известна истерия о тон, на каких условиях Моллино сотрудничал с мебельными мастерами: они должны были работать только по выходным ночью, так чтобы никто не смог увидеть, как реа­лизуется один из самых важных проектов дизайне­ра -трехногой стул Genius. ->тот знаменитый объект дизайна Карло Моллино создавал в 1950 году.
Будучи перфекционистом в деталях стиля и каче­стве создаваемых предметов мебели, он не воспри­нимал дизайн как профессию, считая его образом жизни, способом самореализации и демонстрации собственной творческой анергии.
Карло Моллино родился в 1905 году в Турине 8 семье архитектора Евгенио Моллино. Получил архитектурное образование в Туринском универси­тете. Как и большинство творческих молодых лю дей того времени, Карло поступил в Туринский политех­нический институт на модный тогда инженерный факультет. Но через год, в 1929-м. он сменил тех­ническую специальность на увлечение искусством, став посещать курсы по искусствоведению в Генте. Тем не менее, чтобы начзть работата в ателье у отца, он получает архитектурное образование е 1931 году. И через два года выигрывает серьезный профес­сиональный конкурс на проектирование головного офиса Agricultural Federation в Кунео Италия, а а 1937 по его проекту в Турине строится здание штаб-квартиры Sccieta Ippica (the Turin EquestrianAssociation).

 

Сегодня эта постройка почта хресто­матийная и ее считает самым ярким примерам итальянского футуризма в архитектуре. Этот стиль больше всего привлекал Моллино-дизайнера, даже аопреки общей тенденции поклонения рациона­лизму.

К биоморфнон среде
Первые эксперименты с футуризмом он проводил в собственном доме Casa Miller, где устро­ил собственную фотостудию. В этот период его интерьеры отличается такими характерными при­емами. как использование драпированной ткани в качестве перегородок для комнат и элегантная обмана, в частности из бархата. И уже с 1938 года к нему начинает обращаться за проектами частных и общественных интерьеров. В его портфолио отме- чают такие рабо-ы, как Casa Dev3lle, Cbsb Minola, Casa Orer.go, Casa Edit rice Lattes — для каждого из этих интер ьеаов Карло Моллино разработал ори­гинальную мебель, положиз нвчало эстетике био- морфизма в мировом предметном проектировании.
С 1WD-X и зсе 195С-е годы он проповедует свою проектную религию а самых различных сферах: про­мышленный дизайн. мебель, интерьеры, экспозици­онный дизайн, сценогаасаия, моделирование жен­ской обуви, проектирование аэропланов и гоночных автомобилей, канатных дорог. Творчество Моллино нвзывзют стилем «туринского барокко» и «аэроди­намического сюрреализма», в основу которого были заложены самые актуальные тенденции своего вре­мени — аэронавтика, инженерное изобретательстве, органические формы ар-нувэ, сюрреализм и экс­прессионизм. а также появление а промышлен­ности инновационных материалов и технологий.

Стекло, сталь, гнутоклееная фанера, губчатая рези­на, которую он первым стал применять для набивки мягкой мебели, — все это легло в основу формо­образования легендарной мебели Моллино.
«Если бы после Политехнического он остался в Милане и стал работать на крупные фабри­ки, у него был бы шанс заразиться модернизмом и влиться в дизайнерский бум 1940-1950-х,- гово­рит Фульвио Феррари.- Но упрямство и крупное состояние, которое оставил ему отец, позволяли выбирать свой путь». Поэтому Моллино вернулся в Турин и стал делать антропоморфные кресла и лампы, поклоняться Гауди и воспевать ар-нуво.

Одна из самых известных моделей мебели, спро­ектированных Карло Моллино,- стул Gaudi, посвя­щенный великому архитектору. Сегодня многие мастерские, получая разрешение на его выпуск, очень любят создавать репродукции на тему Gaudi Chair, а изначально Моллино проектировал коллек­цию этих стульев в 1949 году для интерьеров Casa Orengo. Эта модель воплотила в себе всю страсть Моллино к биоморфным формам — плавность линий подчеркнута идеально гладкой обработкой тягучих поверхностей, теплота дерева и его цвет дополняют природность образа. Удивительная мягкость линий древесины притягивает взгляд, а эргономика форм полностью соответствует фермам тела.
В этой же стилистике, которой следовал несколь­ко лет в своих экспериментах дизайнер Моллино, выполнена и модель стула с узкой спинкой. Его Карл создавал в 1959 году для собственного офиса в Политехническом университете Турина. Древесина ореха не случайно была выбрана для производ­ства этой коллекции — именно эта порода лучше всех поддается полировке. Тонкость линий и форма спинки, состоящей из двух половинок, и тонкость изящных ножек стула гармонично дополняются бле­ском идеально обработанных поверхностей.

Полированные элементы Молимо предпочитал сочетать с другими материалами, контрастными по фактуре. Так. в одной из модификаций Gaudi Chair он предлагает обивку сиденья из матовой кожи. Невероятно прогрессивным образом для сзо- его времени стал мебельный комплект — кресло и табурет для ног. Спроектированное и выпущенное в 1947 году для интерьеров Casa Orengo, оно пред­ставляет собой сочетание исторических образцоо и современных направлений дизайна. Знакомое нам «вольтеровское кресло» в проекте Моллино приобрело черты «аэродинамического» дизайна — наклон всей конструкции напоминает гоночный болид, цельные подлокотники похожи на автомо­бильные дверцы. А вот серый плюш, которым обито все кресло, явная реплика из прошлого, символи­зирующая роскошь, но о то же зремя серый цвет — цвет модного космического металла.
Отголоски футуризма
В конце 1940-х годов Карло Моллино активно создает мебельные проекты в футуристическом стиле, главными объектами для экспериментов он выбирает два материала — стекло и дерево. К этому времени массив древесины он заменяет на гнутую фанеру, которая дает возможность создавз-ъ дизайнерские образы в аэродинамическом стиле. Массивность сиденья и спинки кресел теперь подчеркивается изящно гнутыми линиями под­локотников и ножек. Последний футурист Италии, Моллино воспринимал новую технику и иннова­ционные технологии как уникальную возможность воплощения своих фантастических, а иногда даже бредовых замыслов в дизайне. Все это было закономерно и свойственно послевоенному времени Италии: а искусстве этой страны ярко развивался феномен технологической фантазии итальянский спациализм. В манифесте этого движения 1948 года было заявлено: «Мы отвергаем мне­ние. что наука и искусство — это разные вещи. Художники предвидят научные открытия. Научные открытия, в свою очередь, провоцируют откры­тия художественные». Следуя примеру футуристов, дизайн и пространственные искусства находят «выразительные средства художников» 8 новых технических достижениях. Дизайн мебели в этот период использует новые технологии, появивши­еся в результате научного прогресса. Так и Карло Моллино переносил современные достижения научно-технического прогресса на внешний облик своих мебельных идей. Революционны м для своего времени стал стол Reale (сам автор называл его «Гордость моллино») — его визуально открытая конструкция является и декоративным решени­ем: деревянное изножье, состоящее из нескольких элементов, покрыто прозрачной стеклянной сто­лешницей. Автором выбрана древесина с самой простой текстурой, акцентом же становится сама конструкция, напоминающая проекты Леонардо да Винчи. Одни эксперты сравнивают ело с кузнечикам, поддерживая идею биоморфности твор­чества Моллино, другие видят в предмете и говорят о возрождении ремесленничества уже в машинном производстве, а третьи — конструкти­визм пионеров дизайна 1920-х годов.

С мировым признанием
В 1944 году Карю Моллино создал еще один сто­ловый проект, который отличался кубистмческим построением. Мощные объемы, развернутые в раз­ных плоскостях, композиция, построенная на кон­трастных взаимоотношениях частей, а 8 матери­альной базе — снова многослойная фанера и сте­клянный элемент столешницы. Эта модель стала переходной ступенью к его лучшей рзботе — столу Cavour. В 1949 году Моллино спроектировал самый знаменитый свой стол, в котором гармонично соче­таются статика итальянского кубизма и смелость движения аэродинамического стиля. В нем уже более четко читается графика линий, жесткость и надежность базиса, непосредственная органи­ка образа становится только намеком. Материал приобретает декоративный эффект: теперь яркая текстура светлого дерева подчеркивается горизон­тальными членениями ящиков.

С началом второй половины XX века резко сме­нились мотивировки дизайна, и на первый план вышла необходимость быстро насыцать рынок мас­совым продуктом. Романтика творческих поисков, художественная установка на эстетизм остались в прошлом десятилетии и в коллекциях Моллино. Он не смог работать на таких условиях и ушел в преподавательскую деятельность — заведовать кафед­рой архитектурной композиции и декорирования в туринском университете. Лишь в 1970-х годах, уже после смерти Карло Моллино, из профессио­нального забвения его возвратит представители нового поколения дизайна, которые пытается найти корни истинного итальянского стиля. И вот имя «итальянского Гауди» достигает такой популярно­сти, которой он не знал при жизни: друг за другом издаются книги и альбомы, научные статьи и моно­графии о его творчестве в мебельном и автомобиль­ном дизайне, в архитектуре и фотографии, выходит учебник его авторства по технике фотомастерства. А в 1959 году в Центре Бобур в Париже открывает­ся персональная выставка работ Карло Моллино, резонанс от которой был сравним с выставкой Сальвадора Дали. Ведущий итальянский бренд мебели запускает в серийное производство кол­лекцию дизайнера из шести предметов: три столэ lArahesco, Reale, Cavourl, ксесла АлРеа и Gilda, силу­этное зеркало Milo. Сегодня и новые продукты, выпущенные современными компаниями, и те, что остались в созданных Моллино интерьерах, высоко ценятся коллекционерами дизайна. Один любитель экзотики в 2005 году купил на Christie’s письменный стол из гостиной Cas3 Orengo за 3,8 млн долл.

Автор:

Предыдущая статья
На что обращать внимание при декорировании кухни?
Сдедующая статья
Как выбрать кухню, помощь дизайнера
Яндекс.Метрика